• forum bannerФорум для общения на различные темы....

    О городе, о сайте, барахолка, работа и многие другие темы.

Печать

История города

Автор: admin. Posted in Справочная информация

Рейтинг:   / 4
ПлохоОтлично 

Л.Коган

Из истории градостроительства Новограда-Волынского

Впервые наш город упоминается под названием Возвягель в 1256 г. в «Галицко-Волынской летописи». Годом позже, из-за непокорности его жителей он был сожжён дружиной князя Даниила Галицкого. Недавние археологические раскопки городища на правом берегу Случи, описанного ещё в конце Х I Х в. В.Антоновичем,1 позволили определить местоположение, примерные размеры и особенности быта этого древнего города.

Новое поселение возникло много лет спустя на левом обрывистом берегу Случи. В первой половине Х V в. оно упоминается как село Звягель, а в 1570 г. как местечко, состоящее из 161 дома.2 Ядром нового поселения стал замок, построенный в 1507 г. по приказу князя Константина Острожского. В непосредственной близости от замка располагалась базарная площадь, несколько улиц, княжеский дворец, костёл. В 1620 г. в Звягеле было пять улиц и два предместья с общим числом дворов 403.3 Во время освободительной войны украинскими козаками в 1648-51 гг. была разрушена часть стен и башен замка, сожжён костёл.4

На протяжении XVIII в. были воздвигнуты главные храмы Звягеля: в 1730 г. – деревянный собор,5 около 1740 г. – Большая синагога,6 примерно в середине столетия – деревянная церковь Святой Троицы, а в 1766 г. – новый каменный костёл (при этом была разобрана часть стен замка).7 В 1766 г. в Звягеле было 379 домов, но в 1775 г., после большого пожара, осталось только 234.8 Согласно устным преданиям, в XVIII ст. местечко простиралось на запад примерно до нынешнего кинотеатра, а дальше начинался лес.

Его небольшие размеры и отсутствие подходящих зданий для размещения различных канцелярий помешало городу Новоградволынску (это название и статус он получил в 1795 г.) стать центром Волынской губернии. По этой же причине вынуждены были перевести из города в местечко Полонное уездное дворянское училище.9 В том же году в российских правительственных кругах рассматривался вопрос о целесообразности перевода губернского центра из Житомира в другой населённый пункт, поскольку Житомир занимал невыгодное географическое положение, находясь почти у самой восточной границы губернии. В качестве кандидатур на новый губернский центр выдвигались Луцк, Дубно и Новоградволынск. В характеристике последнего отмечается, что в городе нет удобных помещений не только для губернских, но даже для уездных присутственных мест. Из 522 домов лишь 5 были каменными (в их числе: уездное казначейство, дом причта и присутственные места). В городе было 17 улиц, из которых лишь одна была вымощена камнем (Корецкая), и две площади. В 1838 г. его размеры составляли 284 десятины 1656 квадратных саженей, а население – 6127 человек. В облике Новоградволынска отмечены интересные подробности: «При въезде в город по крутой каменистой дороге от самой речки имеется небольшая неправильная площадь, от коей во всю длину проведена одна прямая улица на пространстве полуверсты, вымощенная камнем. Прочие же, поперечные улицы, коих не более четырёх, узкие, весною и осенью грязные и неудобно-проходимые. Домы деревянные, большая часть их принадлежит евреям, построены весьма тесно и некрасиво, большей частью крыты соломой ... Город не имеет хорошего вида и как бы среди лесов и болот находится.»10

Дополнением к данной характеристике служит план города, конфирмованный в 1837 г. (от него сохранилась фотокопия, находящаяся в Новоград-Волынском городском архиве). Этот план даёт представление о примерных границах города того времени: на востоке – река Случь, на западе – пересечение нынешних улиц Шевченко, Пушкина и Дзержинского, на юге – район воинской части по ул.Красноармейской, на севере – район дома ребёнка по ул.Советской. Центром города тогда была довольно большая базарная площадь, находившаяся вблизи древнего замка. На ней с разных сторон располагались собор, костёл и синагога (именуемая еврейской школой). Посреди площади изображены присутственные места, размещавшиеся в древней ратуше. Вокруг площади и в её пределах прижимались вплотную друг к другу еврейские дома и лавки, их полукольцом окружали христианские кварталы. Недалеко от западной окраины города показан казённый сад (примерно в тех же пределах, что и нынешний городской сад), а через дорогу от него – христианское кладбище с каплицей. Другое кладбище, еврейское, находилось в это время возле левого берега реки Случь, в районе нынешней улицы Коцюбинского. На юго-восточной окраине, на берегу Случи в районе нынешнего РЭС, стояла водяная мельница, здание которой сохранилось до настоящего времени. Из-за отсутствия моста товары и пассажиров перевозили на противоположный правый берег реки с помощью парома (переправа осуществлялась в районе нынешнего переулка Шевченко). Оттуда начиналась дорога на Житомир, проходившая в то время севернее существующего ныне шоссе. Правобережье, на котором размещалось имение помещиков Уваровых (впоследствии – Мезенцевых), деревня Ново-Звягель, не входило в состав города.

Размеры города значительно выросли после сооружения в 1850-х гг. Киево-Брестского шоссе.11 При этом была вымощена камнем и продолжена до реки Случь улица Житомирская, тогда как улица Корецкая дала начало Ново-Корецкому шоссе, которое простиралось севернее существовавшей ранее почтовой дороги в Острог (с тех пор её стали называть Старо-Корецкой дорогой или Старо-Корецкой улицей). У развилки двух дорог по типовому проекту был построен комплекс зданий конно-почтовой станции,12 от которого неплохо сохранились станционный дом, гостиница и ямская (ныне – склады «Военторга»).13

В 1860-х гг. на этом шоссе был построен деревянный мост кружальной системы с 3 арками на 2 каменных речных быках и береговых устоях.14 В качестве строительного материала использовался добываемый поблизости в пределах города красный гранит.15 Недалеко от этого моста была прорезана от шоссе боковая улица (Тюремная), в конце которой возник комплекс сооружений так называемого тюремного замка (ныне – военный склад по ул.Воли). Одновременно была удлинена Садовая улица.16 В 1861 г. был возведён новый каменный собор на территории древнего замка,17 после чего от последнего осталась лишь часть крепостной стены с двумя разрушенными башнями.18 Изменениям подверглась также стоявшая на базарной площади древняя ратуша, существовавшая с Х VI в. и имевшая стены толщиной 4 аршина. Она лишилась старых башен и ворот и была переделана в двухэтажный четырёхугольник: на первом этаже находились ряды еврейских магазинов, а на втором – частные квартиры.19 В 1865 г. в городе насчитывалось 386 домов, из которых лишь 15 были каменными, а население составляло 7514 жителей.20 Площадь Новоградволынска в 1860 г. возросла до 330 десятин.21 После застройки новых улиц и кварталов число домов в 1879 г. достигло 1047 (в том числе 39 каменных), а численность населения почти удвоилась (13479 человек).22

До конца Х I Х ст. город рос преимущественно в юго-западном направлении. При этом были застроены новые улицы: Гончарная (с 1899 г. – Пушкинская), Александровская, Малая Пушкинская, Малая Сусловская, Училищный переулок, Бульварная, Больничная, Кладбищенская, Кагукинский переулок. На последних двух, возле нового христианского кладбища, поселились русские старообрядцы. Увеличилась протяжённость улиц Завадской, Полонской, Гутинской, Княжеской, Рыбаковой, Сусловской и др. В этот период были построены 2-этажный каменный дом Логе (1875 г.) и дом Петрулевича по Корецкой улице, дома Уварова и Гижицкой, а также здания мужского и женского отделений уездного училища (все – в 1875 г.) по ул.Житомирской, дом Шульца (1895 г.) по ул.Рыбаковой, дома Лихтанского и Межирицкого (1875 г.), Высоцкого (1865 г.) по ул.Гутинской, дом Синегуба (1886 г.) и очистной винный склад (ок. 1900 г.) по ул.Пушкинской, старый дом ксёндза (1860 г.) по Соборной ул., дом пожарной команды (1868 г.) по Троицкой ул., чугунолитейный завод (ок. 1890 г.) по Ново-Корецкому шоссе и др.23 Некоторые из них до сих пор сохранились. В итоге, к началу 1900 г. в Новоградволынске уже было 3350 домов, в том числе 256 каменных, а население его составило 15304 человек.24

На рубеже столетий развернулось строительство двухэтажных зданий в центре города, который переместился к тому времени из района базарной (Соборной) площади в так называемый «Уго́л» - место пересечения улиц Корецкой, Житомирской, Соборной и Гутинской. Вот что пишет о нём в своих мемуарах Й.Фельдман: «Именно так, с ударением на втором слоге, называли звягельчане этот самый оживлённый перекрёсток своего города. Все новинки в городе: афишные тумбы, газовые фонари и другие и другие появлялись сначала здесь, на «Углу». Все события в городе: революционные митинги, деловые встречи, стоянки извозчиков и свидания влюблённых – всё назначалось и происходило здесь на «Углу» - общепризнанном центре города.»25

Респектабельный вид улицы Корецкой отметила в своей заметке от 12 мая 1899 г. газета «Волынь», которая сравнивала её с «любой Гороховой Петербурга». Однако, уже в другой заметке этой же газеты от 26 июля 1900 г. критикуется плохое благоустройство большинства улиц города: «Из всех улиц 4-5 замощены, большинство не подметается, и нетрудно вообразить, какая пыль стоит в городе в настоящее время. Освещение на улицах крайне скудное ... Предусмотрительные обыватели запасаются тогда собственными фонарями.» Во время весенней и осенней распутицы многие улицы превращались в болото. Эта тема присутствует в произведениях местного писателя М.З.Фейерберга

(1874-1899): « Грязь на улице, казалось, была по шею. Хмурое небо источало мелкие капли дождя. Подхваченные ветром, они с остервенением хлестали по лицам прохожих, согбенных под тяжестью истрёпанных, промокших, покрытых уличной грязью одежд. Их обувь вязнет, с большой неохотой вылезая из грязи.Уныние и тень глубокой тревоги на всех лицах. На душе ни радости, ни печали, а лишь одно желание – как можно скорее выбраться из грязи и благополучно добраться до своего тёмного, сырого, низкого

домика ... Мне нравилось смот­реть, как огорчённые прохожие всеми силами пытались

попасть на «дорожки» из разбросанных камней и поленьев. При столкновении здесь двух человек они теряли равновесие, что вело к падению одного из них, а то и обоих.» (Из рассказа «Вечером»).

Из-за отсутствия водопровода и солоноватого привкуса воды в колодцах большинство горожан пользовалось речной водой, которую доставляли в бочках водовозы. Последние вместе с лошадьми въезжали прямо в реку, отчего подымался ил и вода становилась мутной. Впоследствии на дне кувшинов с водой почти всегда оставался осадок.26 Из-за большой скученности населения на улицах Троицкой, Кузнечной и на базарной площади процветала антисанитария. Часто случавшиеся пожары имели здесь катастрофические последствия. Большинство улиц с наступлением вечера окутывал полный мрак, так как электричество отсутствовало, а установленные на столбах керосиновые и лигроиновые фонари освещали лишь центральные улицы.

В начале ХХ столетия в город и его окрестности прибыло около 600 немецких переселенцев. Они построили дома на Чеховской и Старо-Корецкой улицах, по обе стороны Корецкого шоссе. В тот же период велась застройка Лагерной улицы, получившей своё название от находившихся поблизости летних лагерей 18-го Вологодского пехотного полка. К постойкам этого периода относятся новый дом ксёндза (1904 г.) на ул.Соборной, дом Беруля (1905 г.), пивоваренный завод (1908 г.), дом Файгенгольца (1900 г.) на ул.Гутинской, дом Ая (1910 г.) на ул.Пушкинской, земская больница (1900 г.) на ул.Больничной, дом священника Захарьевича (1910 г.) на ул.Садовой, 4 двухэтажных дома Шульца (1900-05 гг.) на ул.Корецкой.27 Сохранившиеся почтовые открытки и фотографии города, снятые около 1910 г., дают возможность представить, как выглядели тогда центральные улицы, жилые дома, храмы города, во что были одеты его обитатели, на чём они передвигались.28 Примерно в это же время был снят новый план города.29

Очередное расширение территории города произошло после окончания строительства в 1916 г. в окрестностях города железной дороги Шепетовка-Коростень.30 При этом были воздвигнуты металлические мосты через реки Случь и Смолку (1913 г.),31 станционные здания. В 1918 г., в период германской оккупации, многие улицы были электрифицированы после установки двигателя на водяной мельнице.32 Одновременно на каждом здании появились таблички с номерами, была вымощена дорога от железнодорожной станции до центральной части города.33

В августе 1919 г. город подвергся массированному обстрелу зажигательными снарядами со стороны Красной Армии, в результате чего разразился катастрофический пожар. Горели жилые дома, магазины и лавки, аптеки, старинная ратуша, храмы. В течение нескольких часов было уничтожено около 1000 зданий.34 Пожар охватил значительную территорию, от примыкавшего к реке Случь квартала «Нидер» почти до городского сада. На этом пространстве после него не осталось почти ни одного деревянного дома, были разрушены многие двухэтажные здания «Угла», придававшие центру города респектабельный вид. В годы гражданской войны был также разрушен мост через Случь, и вместо него наспех соорудили примитивную кладку (т.н. Кузнечный мост). Резко сократилась за этот период численность населения: 22809 жителей в 1915 г.35 и лишь 12858 жителей в 1922 г.36

Одним из первых распоряжений советской власти, которая установилась в городе после окончания гражданской войны, был приказ Новоград-Волынского уисполкома от

27 июня 1921 г. о переименовании 22 улиц, переулков и площадей города, большинство которых получили революционные названия. Вскоре новая власть национализировала промышленные предприятия, банки, а также здания, принадлежавшие богатым домовладельцам. Постепенно началось восстановление разрушенных объектов. В 1922 г. был отремонтирован мост через Случь.37 С этого же года началось в массовом количестве строительство частных домов в пострадавшей от пожара части города. В течение нескольких лет возникли сотни одноэтажных (преимущественно деревянных) зданий. В некоторых из них, с провозглашением НЭПа, открылись небольшие магазины, пекарни, мастерские. Одновременно, в национализированных зданиях возникало множество советских учреждений. Центр города, состоявший теперь, в основном, из наспех сколоченных из дерева невзрачных строений, утратил свою былую привлекательность. В середине 1920-х гг. был прорезан и застроен новый переулок между улицами Школьной (ныне – Шолом Алейхема) и Шевченко, который позднее стал улицей Комсомольской. А всего в городе в 1923 г. было 28 улиц и 8 переулков.38 Условными границами города в то время были реки Случь и Смолка, а также железная дорога (прилегающая к ней территория тоже застраивалась в 1920-х гг.) В 1927 г. было сооружено новое противопожарное депо с высокой каланчой по ул.Международной (К.Маркса), перестроенное в 1970-х годах. В 1926 г. силами скотоводческо-молочного кооперативного общества развёрнуто было строительство маслодельного завода на Красной (бывшей Конной) площади,39 который двумя годами позже вступил в строй и просуществовал до

1980-х гг., когда его перевели в с.Наталиевку. Во второй половине 1920-х гг. в состав города вошло бывшее помещичье имение на правом берегу Случи Ново-Звягель.

В начале 1930-х гг. был взят курс на резкую милитаризацию города, который располагался в то время в непосредственной близости от советско-польской границы. Сюда прибыла XIV кавалерийская дивизия им.Пархоменко. Силами военнослужащих в конце1930-х гг. была сооружена железная дорога Новоград-Волынский – Житомир. За короткий период в районе Ново-Звягеля и возле железнодорожного вокзала были созданы «военные городки». Бывший дом помещика Мезенцева также перешёл в распоряжение военных. Недалеко от него в 1936-37 гг. были построены Дом Красной Армии и госпиталь. Вдоль правого берега реки возник комплекс фортификационных сооружений, а в районе госпиталя – ещё один мост через р.Случь. При этом было варварски уничтожено кладбище в с.Лубчицах, также как и старинное кладбище Преображенского прихода напротив городского сада (в связи со строительством хлебозавода). В 1933 г., во время строительства дома-общежития по ул.Советской №11, в качестве фундамента использовались могильные плиты с кладбища Троицкого прихода.

В рамках кампании по борьбе с религией по приказу местных властей были сначала закрыты, а к середине 1930-х гг. снесены большинство храмов Новограда-Волынского. Особенно трагическим в этом отношении был 1935 год, когда на рассвете 23 июня после прогремевших взрывов были полностью разрушены собор и костёл. Такая же судьба ожидала и Большую синагогу. Но из-за того, что рядом с ней находилось множество жилых домов, её не подвергли разрушению, а превратили в мастерскую по вулканизации шин. А перед началом войны её здание лишилось дверей и окон и пустовало.

На протяжении 1930-х гг. были прорезаны и застроены новые улицы в различных частях города: Кирова, Ярунская (Лянгуса), Средняя Ярунская (Боженко), Малая Ярунская (Тельмана), Л.Украинки, Перекопская, 8 Марта, Коростенская, Красный Посёлок (Огородникова), Пионерский переулок и др. Выросли в длину улицы Пушкинская и Больничная. В то же время короче стали улицы Александровская (Пархоменко), К.Либкнехта, Бухарина (Островского), Рыбаковая (Урицкого), части которых отошли военным частям. Из районов военного строительства отселялись жильцы, которые вынуждены были поселяться на новозастроенных улицах.

Среди новостроек того времени следует отметить так называемый «дом совпартактива» (1932 г.) по ул.И.Франка №32, трёхэтажный жилой дом (1938 г.) по ул.К.Маркса №4, общеобразовательные школы №2 (1935 г.), №№3, 5, 9 (все – 1938 г.), новая городская баня (ок.1933 г.) по ул.Щорса, склады по ул.Вокзальной №2 (1936 г.) и №8 (1932 г.), новые корпуса больницы (1938 г.).40 В здании бывшего театра им.Троцкого была создана мебельная фабрика, а на территории бывшего винного очистного склада в 1932 г. организовали МТС (ныне – авторемзавод). В 1941 г. был близок к открытию новый кинотеатр в центре города.

Газета «Соц іалістичне Полісся » в заметке от 7 ноября отмечала большие преобразования, произошедшие во внешнем облике города: устройство сквера с памятником Ленину на месте Сенной площади с базаром, детского дома в бывшей лютеранской кирхе, детской библиотеки №1 в одной из малых синагог по ул.К.Маркса. Население Новограда-Волынского по переписи 1939 г. составило 23,7 тысяч жителей.41

Вскоре после насильственного присоединения к СССР территории Западной Украины (сентябрь 1939 г.) развернулось сооружение автострады Киев-Львов через Новоград-Волынский. «Тяжёлое впечатление произвёл на меня Звягель во время первого приезда в конце октября 1939 года. – вспоминает уроженец Корца М.Гильденман, которого мобилизовали тогда в наш город как инженера-мостостроителя. – За двадцать лет, в течение которых я не видел этот город, он изменился до неузнаваемости. Улицы грязные, плиты на тротуаре во многих местах разбиты. Дома, которые уже длительное не ремонтировались, выглядели запущенными ... Особенно уныло выглядели улицы вечером. Редко где горела керосиновая лампа. Только вход в кинотеатр был освещён, и там я встретил много молодёжи, стоявшей в очереди за билетами. На остальных улицах изредка можно было увидеть прохожего. Так же уныло, как на улицах, было и в домах, которые я посетил. Приближалась зима, и главной заботой звягельчан были поиски дров или угля, чтобы согреть свои холодные квартиры. Обыкновенная жизнь беднейших слоёв населения в бывшей Польше выглядела роскошью по сравнению с той нищетой, которая царила в Звягеле. »42

В годы Великой Отечественной войны были разрушены мост через Случь, хлебозавод, здания бывшего уездного казначейства и Большой синагоги, бывший дом Беруля и др. Сгорело множество деревянных домов. Разграблено было еврейское кладбище, с которого было снято большое число могильных плит для ремонта дорог. В 1945 г. жилой фонд города насчитывал 1345 зданий. Из них 17 были двухэтажными, 2 – трёхэтажными, 1 – четырёхэтажным, остальные – одноэтажными. Из 848 частных домов лишь 8 были кирпичными, прочие – деревянными. Среди общественных жилых домов лишь 0,3% имели водопровод и лишь 25,2% были электрифицированы. Преобладали здания дореволюционной постройки (751 в 1950 г.).43

В первые послевоенные годы был отремонтирован мост по Житомирскому шоссе. Однако попытка восстановить мост в районе госпиталя не увенчалась успехом (временный деревянный настил разобрали местные жители). В 1950-х гг. строились многоэтажные дома для рабочих машиностроительного и авторемонтного завода, а также для военнослужащих. Одновременно ускоренными темпами осуществлялось строительство частных жилых домов в разных частях города, где возникли новые улицы и переулки: Куйбышева, Чернышевского, Сталина (Ломоносова), пер.Л.Украинки (ул.О.Пчилки), Калинина, Глинки, Мичурина, Циолковского, Красноармейский пер., Толстого и другие.44 К началу 1960 г. насчитывалось уже 34 двухэтажных, 5 трёхэтажных, 10 четырёхэтажных жилых домов и 1 «пятиэтажка». К этому времени почти втрое увеличилось число частных домов (до 2600), причём среди них значительно вырос удельный вес каменных и кирпичных зданий (276). Впервые появились в домах водяное отопление, ванные, сжиженый газ (в 1957 г. газ получили 222 квартиры, а в 1960 г. им пользовались примерно в 7 тысячах квартир). В 1956 г. в государственном секторе жилая площадь была электрифицирована на 94,1%. В этом же секторе на 1.01.1960 г. 35,6% жилой площади было обеспечено водопроводом. Успешно развивался городской транспорт: в 1960 г. по городу курсировало 13 автобусов (в 1950 г. был только 1 автобус на весь город),45 В состав города вошло бывшее село Лубчицы и хутор Лидовка. Население Новограда-Волынского в 1959 г. составляло 27,6 тыс. человек.46

В первой половине 1960-х гг. были возведены многэтажные дома по ул.Воли, III Интернационала, К.Маркса, унивемаг в центре города, завод продтоваров, открыт новый рынок. Во второй половине 1960-х – начале 1970-х годов «пятиэтажками» застроен центр города, пересечение улиц Пушкина и Гагарина, район машиностроительного завода, а также частично правобережная часть города. На бывшей базарной площади был воздвигнут Дворец культуре, а на ул.Ленина – здание местной администрации. На северной окраине города построили новый мясокомбинат, один из крупнейших в то время в Украине. После переезда на окраину города автопредприятия был открыт доступ к руинам старинной крепости, объявленной памятником истории и взятой под охрану. В состав города вошли бывшие сёла Смолка и Ржатковка, а также район гранитного карьера.

В конце 1970-х – начале 1980-х годов началось строительство 9-этажных домов на углу улиц Ленина и Пушкина, а также возле нового Дворца культуры, где к тому времени сформировалась площадь, названная в честь Л.Украинки. На этой площади был установлен из красного гранита памятник великой украинской поэтессе. В конце 1980-х годов была реставрирована крепостная стена и одна из её башен, а примыкающая к ней территория была благоустроена и превращена в зону отдыха. В это же время началась массовая застройка нового жилого массива частных домов в микрорайоне Смолка между ул.50 лет Октября и рекой Случь, которая продолжается до настоящего времени. В 1991 г. возведён новый костёл. В первой половине 1990-х гг., благодаря совместным усилиям болгарских строителей и германских фирм, на северо-восточной окраине города появился новый жилой массив для семей военнослужащих, состоящий из 9-этажных домов, средней школы №11, предприятий торговли и сферы обслуживания. В середине 1990-х гг. в город пришёл из проложенного к нему трубопровода природный газ.

Массовая застройка Новограда-Волынского в послевоенный период (особенно на протяжении 1970-90-х годов), безусловно, улучшила жилищно-бытовые условия горожан. Многие улицы были заасфальтированы, освещены, расширилась их проезжая часть. Появились новые зоны отдыха. Живописные берега реки Случь со множеством пляжей, довольно чистые ещё в тот период вода и воздух, а также обилие дешёвых фруктов и овощей – всё это в 1950-70-х годах привлекало немалое количество киевлян, харьковчан, львовян, москвичей и жителей других больших городов бывшего Советского Союза, которые, испытывая недостаток во всём этом, каждое лето приежали в Новоград-Волынский к своим родственникам и друзьям.

Однако, из-за ухудшения экологической обстановки во второй половине 1970-х годов наш город постепенно стал утрачивать свою притягательность как место летнего отдыха. После появления в центральной части города однообразных «пятиэтажек» его архитектурный стиль, ранее сохранявший своеобразие, становился безликим. Среди снесённых зданий было немало памятников истории и архитектуры: бывшие дома Мармера и Шульца, гостиница Гемерила, ешива по ул.Ленина, дом ксёндза и костёльный плебанальный дом на пл.Л.Украинки, кирха по ул.Чехова, дом священника Захарьевича по ул.И.Франко, торговый дом Клейна по ул.Р.Люксембург, мужское высшее начальное начальное училище и др. Не иначе как вандализмом следует назвать снесение старого еврейского кладбища в конце 1940-х – начале 1950-х гг. и старого христианского кладбища Троицкого прихода в 1960-1970-х годах. Только паспортизация и взятие под охрану исторического и архитектурного наследия может спасти его от полного уничтожения.

Современный Новоград-Волынский занимает площадь занимает площадь 2667 га, из которой застроено 2053 га.47 Как показала последняя перепись, численность его населения в декабре 2001 г. составляла 56555 человек.48 По данным местной топонимической комиссии, в 1997 г. в городе насчитывалось 344 улицы, переулка и площади.

1 В.Антонович «Археологическая карта Волынской губернии» (Москва 1900), с.29-30

2 ЦГИА – ф.44 оп.1 д.1

3 О.Левицкий «Инвентарь имений князя Острожского ...»,

Центр.науч.биб-ка АН Украины им.Вернадского, отдел рукописей – ф. I 3909, с.3а

4 „Slownik geograficzny Ziem Polskich”, t.7 (Warszawa 1886), s.248

5 Центр.Гос.Истор.Архив Украины (ЦГИАУ) – ф.2205 оп.1 д.215

6 Д.Бронштейн «Синагоги, банки»

Из мемориальной книги «Звягель» на иврите (Тель-Авив, 1962), с.59

7 „Slownik geograficzny ...”, op.cit., t.7 (Warszawa 1886), s.248

8 Ibidem, s.248

9 ЦГИА Украины – ф.707 оп.87 д.340

10 ЦГИАУ – ф.442 оп.348 д.26

11 Гос.архив Житомир.обл. (ГАЖО) – ф.692 оп.1 д.6864

12 ЦГИАУ – ф.692 оп.1 д.6864

13 «Полный свод законов ...», т.18, собр.2-е, отд. I (1843 г.) №16673

14 ЦГИАУ – ф.692 оп.1 д.6759

15 Г.Оссовский «Геолого-геогностический очерк Волынской губернии»;

в сборнике «Труды Волынского Губернского Статистического комитета», выпуск 1

(Житомир, 1867)

16 ГАЖО – ф.60 оп.1 д.84

17 ЦГИАУ – ф.2205 оп.1 д.215

18 В.Антонович «Археологическая карта ...», op . cit ., с.29

19 О.Цинкаловський «Стара Волинь і Волинське Полісся » (В інніпег 1984)

20 «Географическо-статистический словарь Российской империи», т. III (СПб 1867)

21 «Городские поселения в Российской империи», т.1 (СПб 1860)

22 ЦГИАУ – ф.442 оп.553 д.158

23 ГАЖО – ф.128 оп.1 д.932; также данные архива Новоград-Волынского Бюро

технической инвентаризации (БТИ)

24 «Памятная книжка Волынской губернии на 1902 год» (Житомир 1901)

25 Й.Фельдман «Семейная хроника» (Сороки 1983-84), с.1

26 ЦГИАУ – ф.442 оп.553 д.158

27 ГАЖО – ф.128 оп.1 д.932; также данные архива Новоград-Волынского БТИ

28 Репродукции из коллекции Н.Е.Кострицы

29 «Весь Юго-Западный край на 1913 год» (Киев 1913), с.811

30 В.В.Герус «Стор інки історії станції Новоград-Волинський I »;

в сборнике « Звягель древній і вічно молодий » (Новоград-Волинський 1995), с.21

31 ГАЖО – ф.277 оп.1 д.9

32 Й.Фельдман «Семейная хроника», op . cit ., с.11

33 газета «Понедельник» от 12 июля 1918 г.

34 П.Медведик «Звягель в 1918-1919 гг.»;

из мемориальной книги «Звягель» на идиш (Тель-Авив 1958), с.195

35 «Памятная книжка Волынской губернии» (Житомир 1916)

36 Центр.Гос.Архив Высш.Органов Украины (ЦГАВОУ) – ф.1 оп.2 д.1813

37 ГАЖО – фр.277 оп.1 д.9

38 Там же

39 ГАЖО – фр.1118 оп.1 д.8, ч.154

40 Данные архива Новоград-Волынского БТИ

41 М.Ю.Костриця «Географ ія Житомирської області » (Житомир 1993), с.80

42 М.Гильденман «Звягель в 1920-41 гг.» // «Звягель», на идиш, с.204

43 ЦГАВОУ – ф.582 оп.12 д.1218

44 Данные архива Новоград-Волынского БТИ

45 ЦГАВОУ – ф.582 оп.12 д.1218

46 М.Ю.Костриця «Географ ія Житомирської області », с.80

47 В.В.Ковтун, А.В.Степанченко «Города Украины» (Киев 1990), с.90

48 “Національний склад та мовні ознаки населення Житомирської області”

(Житомир 2003), с.19

top-b